Vitaliy Vit, это краткое и культурное изложение сказанного, в жизни звучало по другому.
Ну и продолжаю отвечать Пилату.
-Как туда попадали самолёты?
Светлой памяти Советской авиации оставшейся на просторах стран третьего мира посвящается…И людям, которые на них работали.Я надеюсь общественность не заподозрит меня в черезмерной любви к СССР, но авиация к середине-концу 80-ых достигла таки своего рассвета. Может это была и не очень эффективная армада, но она была. В республиканских, да и многих областных центрах - Управления ГА – огромные отряды «Аэрофлота». Гудели Ил-62, Ту-154 и Ил-86. Ту-134 и Як-42 считались малой техникой. Ан -24 и Як-40 – «мелочь», хотя Жуляны вышли на одно из первых мест в Союзе по взлётам-посадкам в сутки. Страшно даже сказать, сколько Ан-2, Ми-2 и Ка-26 у управлений ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве), и всё равно их не хватает – они кочуют по Союзу под сезонные работы. Север – Ан-12, Ан-26, Ми-6, Ми-8, пошли Ан-74. Это всё ГА. Ах да, совсем забыл отряды МВЛ (местных воздушных линий) – Л-410, Ан-28, Ан-2, на Севере обильно разбавленные Ми-2 и Ми-8. Дабы представить себе размах – на Украине отряды Л-410 (не менее десятка самолётов) – Керчь, Полтава, Черкассы, Винница, Ровно, Черновцы…
Рядом гудит МАП (министерство авиационной промышленности) – Ан-12, Ан-26 в наличии у многих заводов с ни чего не говорящими посторонним названиями – приборостроительный, среднего машиностроения и так далее. Ещё живы Ан-8, во всю летают Ил-18, выводимые из строя «Аэрофлотом». Ан-32 – строили под Индию, но самолёт оказался удачным, и его по тихому получают авиазаводы для своих транспортных нужд, так как Аэрофлотом и ВВС он ещё официально не принят. На момент «конца» на разных заводах зависают бесхозными десятки самых разных типов – от Ил-38 до банальных Ан-24, (всё советское, значит общее, но деньги за ремонт не плочены – значит моё…). Их следы потом найдутся «на югах»…
Ну и ВВС конечно – не берём «строевые-боевые» полки на истребителях и другой серьёзной технике, хотя и они отметились потом в Африке. Но ВТА (военно-транспортная авиация)… Полки самолётов Ил-76 – завод в Ташкенте работает полным ходом. К концу Союза их будет под 400 кораблей, из них более 200 на Украине (Мелитополь, Джанкой, Арциз, Запорожье, Узин получил два десятка новейших Ил-78). Полным ходом летают полки Ан-12(а обычный полк – это ~40 самолётов!); АНТК занят «Русланом», и опаздывает с заменой ветерана, а он оказался не заменимым в Афгане и Анголе. Ан-26 – отдельных полков так и нет, но в армии их много – в отдельных отрядах, и в каждой авиадивизии. Появляется диковинный Ан-72 (у гражданских Ан-74 считают единицами, тут уже счёт пошел на десятки…). Особняком стоит несколько полков Ан-12ППС – самолёты РЭБ (радио-электронной борьбы), очень секретные и не так уж много летавшие - новьё!!!
Ну и конечно училища – у ВВС свои, у ГА свои…В училищах у ВВС полки (сотнями!!!) Ан-24/26, десятками Ту-134УБЛ, у гражданских Ан-24/26, Л-410 (Кировоград – до пяти аэродромов постоянных работают без выходных, десяток полевых летом днями…), Ан-28, Як-40, не говоря уже об Ан-2…И есть ещё ДОСААФ, там есть свои Ан-24, Ми-8, Ан-2-ых стаями…
Я даже не берусь считать общее количество всей этой техники. Но она была жива и работала. Редкие самолёты простаивали на дальних аэродромах, в условиях Союза с начальников крепко спрашивали, и им было проще держать всё это летающим, чем отвечать за простои. Тут не давно вспоминали печальную судьбу Ан-12 «Циклонов», а ведь в то время это был целый отряд от Ан-2 до Ту-16 занимавшийся изучением атмосферы и ещё х. знает чем…
И вот с началом 90-ых всё это внезапно кончилось. Где-то на авиа.ру курсант из Чернигова вспоминал, как в 1992-ом весной они вышли на полёты (у одного училища было три «настоящих» аэродрома – Чернигов, Умань, Конотоп), и летали по полной, а потом вдруг в июне… кончился керосин. Это было впервые за много лет, начальство пообещало «на неделю». Тогда даже и представить ни кто не мог, что это внезапное и очень быстрое начало конца и всё это больше ни кому не нужно…
И началось! Авиация СССР присутствовала в Африке ещё до развала – во всю возила грузы друзьям ВТА (Ангола, Судан, Эфиопия…). Работали по договорам «граждане» на… от Ту-134 до Ми-8-ых, а к концу Союза даже ПАНХ начал пускаться в экстремальные туры на своих «маленьких» (статью о Ми-2 в Египте из «АиВ» я думаю все читали, а в Хартуме долго торчали остовы Ан-2 с надписями «Аэрофлот»).
Когда начался хозрасчёт и свобода, всё это начало приобретать размах. Своего транспорта в Африке не хватало всегда, и когда оказалось, что есть огромное количество дешёвых «рашшинов» то дело закрутилось. Начало было более менее цивилизованное – одну из фирм заставили вернуть в Союз хотя бы крыло от разбитого Ан-28, дабы подтвердить материально списание самолёта. Но уже меньше чем через год хозяин этой же фирмы умудрился продать местной компании Ан-74 взятый в аренду (!) у одного из Российских авиапредприятий…При этом самолёт смогли вернуть в Украину и он долго летал…в нашем МВД как Ан-72, числясь в розыске в «Интерполе» (за пределы Украины он не вылетал, ибо был бы сразу арестован).
Пошло сокращение армии, а в Анголе и Конго война…Сколько Ан-12 было сбито, а сколько просто разбито, при взлётах с перегрузом и посадке на коротенькие полосы, уже и не скажешь. В ролике на Ю-тьюбе сколько их на одной точке? Там и лежат «Циклоны», Ан-12ППС (с дорогих и сложных самолётов варварски выкидывали всё оборудование, и отправляли в Африку). На глазах у моего товарища – утро, массовый взлёт Ан-12 по «точкам». Все отрываться и исчезают…за нижним срезом полосы (там уклон к океану…). У одного из взлетевших отказывает двигатель – за полосой чёрный столб дыма, погибли все…Но через пол часа прямо через этот дым и мой товарищ повёл свой Ан-12…В плане полёта указанно совсем другое направление, груз – как говориться «зелёные огурцы в ящиках».
Своими глазами в 1998 году читал телеграмму МАК (или кто там тогда был за безопасность…) – на Дальнем Востоке списали по ресурсу Ан-12. Самолёт был приведён в нелётное состояние и ожидал разделки на металлолом…Неожиданно он же (установили по табличке заводского номера на остатках…) разбился в Конго. Расследование установило – продали, восстановили, с нарисованными номерами перегнали в Африку. Разбился взлетая с перегрузом…Хозяев (или по современному менеджеров) компаний это не особо расстраивало – за некоторые рейсы в условиях войны они наличкой получали цифры сразу покрывавшие стоимость самолёта с запасом…
Печальна судьба Ил-76, украинских особенно…Появилось несколько деятельных фирм (прямо на местах базирования расформированных полков), самолёты у армии брали в аренду. Цена аренды была символическая (естественно не за просто так кому-то…), договор составлен по хитрому – арендатор ответственности ни за что не несёт. Хорошо, если рассчитывались с экипажем…Самолёт или остался «там», или прилетел на базу – убитый по ресурсу, встал на вечную стоянку в железный ряд, а на замену полетел следующий…Так они и до сих пор стоят – с затёртыми названиями не известных фирм на бортах в Мелитополе и Запорожье. В Смоленске (если не ошибаюсь) с постамента сняли и улетели Ил…поставленный памятником.
У гражданских основной путь был – списан по ресурсу-продан…Работы дома катастрофически не было, из счастливого прошлого летали считанные самолёты, всё остальное стояло, быстро превращаясь в металлолом. (кстати пилили тоже массово, ибо продать и распилить на цветмет намного проще и персонально выгоднее чем куда-то отправлять летать…). Странные информации – Як-40 Вологодского авиапредприятия потерпел аварию при взлёте…в Центральной Африке. Где Вологда, где Африка? Пошла череда смен регистраций (бортовых номеров) ибо многие страны начали закручивать гайки (дорого брать за свою регистрацию), и компании побежали под чужие флаги...Кишинёв не мог физически принять Ил-86, но в списках зарегистрированных в Молдове такой самолёт числился!
Ни кому резко стали не нужны и самолёты училищ. В 1991 в Кировограде числилось ло сотни Ан-24/26. В 1998 я выпускался – живых Ан-26 уже не было, нашли Ан-24. Через год выпускался мой товарищ – сказали даже не мечтать, нет уже ни Ан-24 ни Ан-26…А самолёты «Кировоград Флайт Академи» работают в Африке. И там же инструктора. Пару недель назад, из аэропорта где работаю, подвозил экипаж Ан-26 – пригнали сюда самолёт на форму…-Вы откуда мужики? – Кировоград…
Такие дела. Опять пишу долго, но тема уж больно объёмная. Там остался цвет нашей авиации…
http://spotters.net.ua/albums/album/?so ... &s=30&l=15