UA-320 » Вт янв 27, 2009 9:42 pm
Shlem, спасибо. Ваша правда, про шумопоглощающую фольгу. А про броню я ещё тогда сомневался!
Дабы поддержать тему ещё одна история про Ан-32.
ДЫМ!!!
Почти на всех фотографиях летящий Ан-32 оставляет за собой серьёзный след дыма. Это дело уже обсуждалось в комментариях к фото, добавлю и я свою лепту. Технически это объясняется особенностью двигателя АИ-20 – довольно низкая температура в камере сгорания, соответственно керосин не догорает и тянется чёрным хвостом. В те давние времена когда он появился ещё не было технологий и металлов (с этим у нас вообще напряженка, как оказалось) как её держать высокой и при этом обеспечить достаточный ресурс двигателю.
Так вот, первая часть истории с дымом – мои собственные впечатления при виде вблизи. Лето 2002 года выдалось дождливым – мокрый сезон начался раньше. Для Ан-32 объём работы резко упал – полосы размокли. Но фирма при этом упорно нас не хотела отпускать – осталось ещё пару полос, куда раз в пару дней мы закидывали груз, откуда его раскидывали по точкам Ан-28 и Л-410. При этом весь наш экипаж летал уже с месяц в дребезги простуженный – я однажды даванул «кондишен» на холод…(но это ещё одна история). И домой хотелось, а тут ещё и работы не много, сидим.
И вот в один из дней ожидания в нашем офисе нарисовалась барышня – заказчица. Она не очень уверенно объяснила, что где-то там в дальнем углу Южного Судана на точке застряли её муж и друзья, их надо оттуда забрать, а за одно и забросить семь тонн еды местным аборигенам. Задача поставлена – вперёд! Смущало только, что точка новая для нас, а координаты указанны как-то очень приблизительно. Барышня показала свою ЖПС-ку, обещая что всё покажет с воздуха.
Взлетели, пару часов в грозах и мы в районе. Снизились, выскочили под облака. По указанным координатам – ни фига, унылая плоская равнина - буш (степь с травой и кустами), местами сильно залитая, всё это под низкой серой облачностью, по стёклам поливает дождь. Барышню в кабину, она достала свою ЖПС – не работает. Потыкали ЖПС под стекло, в блистер штурману, надеясь поймать сигнал, в финале определили, что ЖПС пешеходная (упс!) и скорость 300 км/ч сводит её с ума. Барышню тоже – потыкала неопределённо пальцем вниз – это где-то здесь, мы поносились в дожде да между облаков у самой земли и по её же просьбе пошли обратно на базу.
Но европейцы из гуманитарных миссий - люди настойчивые и богатые. Вечером она появилась в офисе опять, извинилась (!) за ошибку с координатами. Они созвонились с мужем, дела плохи. Дождь идёт, полосу залило, еды и воды у них нет…Проблема в том что для наших маленьких туда лететь далековато, да ещё и не понятно сядут или нет. Но заказчик согласен уже хоть на немного продуктов и воды за любые деньги. Можно сбросить чего нибудь с воздуха, в бочке, так иногда делали, но… На Элке и Ан-28 в воздухе дверь не откроешь, а со снятой далеко не улетишь…Короче заказчицу утрамбовали на ещё один «ротейшен» на Ан-32 для «эйр-дроп».
В бочку загрузили продукты и воду, заварили, на торцы одели покрышки, что-бы не разбилась при приземлении. Летим! Да, координаты я получил от её мужа сам по спутниковому телефону, договорились, что двумя белыми щитами отмаркируют площадку, так что теперь летим, зная куда. Барышню решили не брать, её в прошлый раз растрясло в грозах и она сама не очень хотела, за то взяли нашего инженера – он будет бросать бочку. Договорились, как он привяжется – один грузовой ремень на пояс, другой за швартовочную петлю на полу... – Жора, ты сам не выйди!
Необычно лёгкий, пустой самолёт, опять по грозам добрались в район, вышли по координатам – есть два белых щита, всё чётко, рядом с ними народ машет руками.
Идём на второй заход – боевой. Заходим по ниже, бортинженер читает высоту–скорость – десять – двести – пятьдесят… Командир крутит, я по ЖПС навожу (извините NavMNS и Игорь – работали без штурмана). Бортинженер открыл рампу, ну и в кабину дверь открыта, через кабину мне видно за хвостом всё тот же затопленный буш несется из под нас, белыми полосами летит дождь с крыла. Жора поднимает палец вверх – он готов, бочка на обрезе. Координаты бегут – чуть довернуть, ещё, хорошо…Я поднимаю руку, есть ноль – отмашка Жоре. Раз и бочка уходит, Жора - опытный африканский техник падает на лавку и хватается руками, дабы не улететь за ней. И тут зрелище – Командир закладывает вираж и даёт газы. За хвостом к белому дождю примешивается дым, закрученный струями за двигателями… Я на секунду офигел, и картинка перед глазами до сих пор, насколько он черный вблизи. Черный, да с сизыми переливами – как за паровозом! Ну а дальше – рампа на закрытие, стало почти тихо. Жора прибежал в кабину, высунулся в блистер. Проходим с виража– смотрим вниз – попали! Ровно посредине между щитов синеет бочка, вокруг толпа. Ну а дальше штурвал на себя – и мы проваливаемся в серую муть облаков. Как ни удивительно в бочке почти всё уцелело, заказчики и фирма были счастливы – О, рашин пайлотс – вел дан!!!
Ну и коротко вторая история – уже обычная работа, посадка в Судане. Разгрузились – гуманитарка и оборудование для госпиталя, плюс несколько врачей белых (любят они шататься по этим дырам…). Взлетаем и так как за рейс успели подружиться, делаем проход над точкой. На заходе Командир убрал двигатели на малый газ, а проходя над полосой сунул взлётный режим – мы свечой рванули в небо. Через минуту в наушниках женский крик – Russian Antonov, you have fire!!! Engines fire!!!
Сначала мы ни фига не поняли. Потом внутри похолодело, это ж нас зовут, у нас пожар…Но приборы в порядке, сигнализация молчит, оглянулись на двигатели – чисто. Вывел из ступора инженер – Баба дура! Это она выхлопы за дым приняла!!!
В Судане для связи у всех была одна частота, её знали и наши врачи, и радио у них было. Когда дали взлётный, они испугались и решили нас предупредить…