Приподнимем тему. Извините за паузу, но как-то напряжённая работа и проблемы с компьютером и сетью (оказалось что все запущенно
) выбили из колеи. Буду стараться продолжать! По блокам АСО (помехи для инфракрасных головок наведения выложенным на фото выше) – штука хорошая, но к сожалению очень дорогая (ещё на советские деньги каждая АСО-шка стоила 7 рублей), а при нынешнем развитии средств ПВО и не слишком эффективная. Уже к концу Афгана, когда в бой пошли Стингеры с многоканальной головкой самонаведения (тепло + оптика, если я правильно помню), то потери от них опять начали расти даже при применении помех. Реально помогал лишь общий комплекс контрмер, что не очень применимо для «типа гражданской» работы в тёплых странах. Позволяю себе рассуждать на эту тему, так как в свое время летал (учился и очень много чего получил и в лётном и человеческом плане, за что ему Спасибо!) и сейчас дружу с Командиром Ан-30 отлетавшем в Афганистане два года ещё на «той» войне. И перед "моей" Африкой я задавался вопросами на эту тему и в качестве консультации получил такой ответ.
Раз мы уже коснулись «военной темы», то в том регионе где я работал, опасность от ПЗРК в принципе была не очень большая. В принципе, насколько я помню, ПЗРК реально активно применялись по гражданским транспортным самолётам лишь в серьёзно поддержанных "большими" странами больших войнах (в Африке например в богатой алмазами Анголе…). В большинстве же мест, намного неприятней было обилие банального стрелкового оружия у местного населения, - мы и китайцы вооружили Калашниковыми все возможные «дыры». А как я уже писал, к человеческой жизни в тех краях отношение весьма равнодушное и шансов, что кто-то нажмёт на курок даже без особых причин, просто не сильно подумавши, всегда было много. От этих ребят спасением были только по возможности быстрые наборы и снижения ниже километровой высоты (кроме китайских АКМ-ов, из которых вроде как пули из ствола выпадают ещё и пулемёты советского производства местами присутствовали…), облёт стороной крупных населённых пунктов и приметных возвышенностей, очень ограниченный радиообмен и деражание языка на темы «куда и зачем летим» за зубами даже с грузчиками. И главное, понимание в принципе, где мы находимся, и соответственно готовность к неприятностям в любую минуту. К сожалению несоблюдение этих правил наказывалось жёстко, и при мне однажды стоило жизни второму пилоту ООН-овского Бичкрафта – решили побаловаться и летали низко над красивой поймой Нила. Как всегда фиг поймёшь, кто и зачем стрелял, но очередь прошила правый борт от кабины до крыла и…Ну вобщем не будем о грустном. А нашим главным оружием и системой противодействия любым врагам было правило «кому быть повешенному, тот не утонет…». Так и жили!