ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВЫСТАВКИ В Г. ФАРНБОРО 1961 г
На выставке англичан мы не увидели ничего особенно нового. Была показана техника как на земле, так и в воздухе, известная нам по иностранной литературе. Производит большое впечатление прекрасная организация показа самолетов как на земле, так и в воздухе, расположение мест для зрителей и трибуна для почетных гостей в непосредственной близости от взлетной полосы. Таким образом, прекрасно видны разбег, взлет и посадка самолетов. Большой похвалы заслуживает и дикторский текст, точно следующий за событиями на летном поле, составленный, несомненно, высококвалифицированными специалистами и приспосабливающийся ежедневно к изменениям показа.
По сравнению с английским текстом текст наших дикторов на воздушном празднике в Тушино является совершенно негодным и должен быть коренным образом пересмотрен. Прекрасно организованы стенды с показом всех изделий английской промышленности, работающих на авиацию.
Необходимо отметить высокую специализацию английской авиационной промышленности, значительно превосходящую специализацию авиационной промышленности Советского Союза, Так, например, имеется три-четыре фирмы, изготовляющие кресла для пассажирских самолетов. У нас каждое ОКБ и каждый завод делают их для себя. Кроме того, имеется несколько фирм, которые делают эти же кресла по отдельным заказам. Имеются фирмы, изготовляющие специальные ткани для обивки самолетов: ковры, отделочные материалы, пластики, мельчайшие детали оборудования, уборные, плитки и т. п.
Существующее у нас положение, при котором наши заводы делают сами даже заклепки, болты и всевозможные мелкие стандартные детали, совершенно нетерпимо. Дело доходит до того, что ОКБ вынуждены делать не только мел кие детали, но и отдельные приборы, оборудование для статических, усталостных и других испытаний и т. п. Например, в нашем ОКБ созданы малогабаритный радиоприемник и передатчик, весящий всего 650 г, который представляет собой верх совершенства во сравнению с тем, что дает нам наша радиотехника.
Английские специализированные фирмы непрестанно работают над совершенствованием поставляемой ими продукции. Наши же готовые изделия по своим габаритам и весу представляют собой в большей части изделия каменного века. Наши конструкторские бюро и заводы, выпускающие готовые изделия, в большинстве случаев систематически не работают над их улучшением, не предлагают новых вариантов с лучшими характеристиками. В результате мы имеем такие готовые изделия, как, например, фара ФР-200, крайне грубо скомпонованная и весящая 6 кг, хотя нормально такое изделие должно было весить примерно 1,5-2 кг.
Целый ряд готовых изделий крайне ненадежен и постоянно переделывается «дорабатывается по требованию самолетостроительных конструкторских бюро, между тем инициаторами улучшений самих изделий должны выступать сами инструкторские бюро и заводы, производящие эти изделия.
Считаю необходимым обсудить вопрос о расширении кооперирования авиационной промышленности. Рано или поздно это надо сделать.