Из журнала "Наука и жизнь" №8 1981, статья "Летающий монтажник":
...Одна из интересных работ, выполненных в последнее время с использованием вертолёта, - монтаж высотной части телевизионной башни Харьковского телецентра. Нижняя её часть представляет собой решетчатый шестигранник, внутри которого проходит трубчатый антенно-лифтовый ствол. С отметки 140м и до высоты 243м поднимается только этот ствол, его диаметр внизу - 3м, вверху - 72см. Решетчатую часть башни собирали специальным краном, а верхнюю - вертолётом Ми-10К, который в отечественной практике впервые использовали для монтажных работ на такой высоте. Решетчатую часть башни собирали специальным краном, а верхнюю — вертолетом Ми-10К, который в отечественной практике впервые использовали для монтажных работ на такой высоте.
Верхнюю часть ствола расчленили на 13 блоков длиной от 4 до 6,5 м и массой до 9т — в пределах грузоподъемности вертолета, заправленного минимально возможной порцией горючего; самый верхний блок имел длину 16,4 м и массу 4,5 т.
Сложность монтажа заключалась в необходимости точно и надежно устанавливать блоки на место без помощи монтажников. По соображениям безопасности им нельзя было находиться на маленькой рабочей площадке, в месте стыковки блоков и сильного ветрового потока от винта вертолета. Задача была решена благодаря применению специальных ловителей, укрепленных на монтируемом и на уже установленном блоках. Ловители автоматически разворачивали висящий на тросе блок в нужное положение. После освобождения блока от троса и ухода вертолета монтажники поднимались на рабочую площадку и окончательно закрепляли блок сваркой.
Другой конструкции ловители понадобились для монтажа последнего, 13-го блока. Из-за большой длины устойчивость его была недостаточна, и он мог опрокинуться от ветра, создаваемого вертолетом. Ловители не только фиксировали положение блока, но и надежно удерживали от падения.
Работы велись в феврале 1981 года, в морозные дни, при ветре силой до 6 баллов. Управлял вертолетом Г. С. Мальцев, автор проекта производства работ — инженер Р. И. Барон.
Антенно-лифтовый ствол смонтировали за 10 дней, вертолет находился в воздухе 3 часа 10 минут, включая 30 минут на тренировочные полеты. Стоимость монтажных работ уменьшилась вдвое, а продолжительность — на 90 дней против варианта с применением крана...
(оригинал фото есть также на Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... %D0%B8.jpg )