- Tu-134A-3 CCCP-65849 USMU 1991.jpg (182.13 Кб) Просмотров: 18262
Почти год назад наш коллега Владимир Маляренко прислал мне эту фотографию. Аэродром Новый Уренгой, Ту-134А-3, СССР-65849, июль-август 1991 г.
Это харьковская машина, которая в 1989 году навсегда осталась в Уренгое. К сожалению, в моем архиве нет ее "прижизненных" фотографий. Поиски в Интернете дали минимальный результат - фотографий нет, лишь несколько однотипных упоминаний:
aerotransport.org: CCCP-65849 Tu-134A 23138 Aeroflot Destroyed? 29-11-89 at NUX
http://abaza.ilisso.ru/crftfull.php?lis ... =t134-2703 : 1989.11.29 USMU dst
http://www.scramble.nl/databases/sovdb/ ... p?af=54830 : reported Novy Urengoy-Yaghelnoye 29nov89 in accident report; canx 23jun90
Вот здесь чуть-чуть больше:
http://www.ruwings.ru/safety/169Везде фигурирует дата – 29 ноября 1989 года. И лишь в журнале "Авиация и время" № 6 за 2010 год бориспольский автор Сергей Дроздов в статье "Ту-134 – последние полеты" указывает другую дату - 29 декабря:
http://lib.rus.ec/b/265887/read . Казалось бы – один против всех, в том числе и авторитетных "баз".
Пришлось на время отложить загрузку фотографии на сайт, и попытаться установить истину – все ж таки родной харьковский борт. Как поначалу казалось, что может быть проще? О!!!... Не тут то было! Многие, в том числе и я сам, отлично помнят это происшествие, но точную дату никто назвать не может. Архивы? Похоже "сгорели в топках"... Опущу нюансы и неожиданные сюрпризы судьбы за почти год неторопливых поисков, и попробую описать аварию СССР-65849, так сказать, "из первых уст". Прошу также строго не судить, если некоторые технические термины или аспекты будут иметь не совсем корректные формулировки.
Воспоминаниями и информацией поделились:
Непосредственный участник события – КВС того рейса Бобрынцев Вадим Иванович.
Выезжавший в составе техбригад в Новый Уренгой техник АТБ Тригубенко Виктор Дмитриевич.
29
ДЕКАБРЯ 1989 года около 22:00 в аэропорту Новый Уренгой борт Ту-134А-3 СССР-65849, выполнявший заказной рейс 36142 Новый Уренгой-Пермь-Харьков по перевозке вахтовых бригад газовиков, занял исполнительный старт. Температура минус 49, сцепление 0,3/0,32, полоса покрыта инеем. После прогрева 1-го двигателя и даче РУД на прогрев 2-го двигателя, машина вдруг плавно опустилась на левую плоскость – сложилась основная стойка шасси. Как потом выяснилось, причиной стал срез цангового замка. Были заглушены двигатели и эвакуированы пассажиры. Ввиду того, что мороз опустился ниже 50 градусов и аэропорт по регламенту ночью не работал, то эвакуацию самолета с ВПП отложили до утра.
Но и утром эвакуационные работы начались лишь после "потепления" выше 50 градусов. Попытки поднять самолет с помощью подушек ни к чему не приводили – подушки рвались. Тогда под левую консоль завели петлю троса для поднятия самолета краном и начали подкладывать шпалы. В какой-то момент шпалы сдвинулись, и просевший самолет резко нагрузил трос. В результате чего трос прорезал левую плоскость крыла вместе с баком-кессоном (это место видно на фото). С этого момента шансы быстрого "возвращения в строй" у машины резко упали.
В срочном порядке из Харькова прибыла первая техбригада для осмотра и принятия решения что делать дальше. Также прибыли специалисты Ростовского АРЗ-412, чтобы оценить возможность ремонта кессона в полевых условиях для возможности перегона самолета на АРЗ. Почти полмесяца специалисты изучали ситуацию, а с экипажем "работала" комиссия. Наконец, было принято решение "пока оставить самолет до весны". И все разлетелись по домам.
Но весной оказалось, что шансы вернуться в небо у 65849 окончательно исчезли. Простоявший всю суровую тюменскую зиму закрытый самолет сперва замерз, а весной, естественно начал оттаивать. Когда вернувшиеся харьковские техники открыли самолет, то… Состояние конструкции, систем и коммуникаций были весьма не технически пригодными. Учитывая оставшиеся ресурсы, просчитав затраты на полевой ремонт, перегон и ремонт на АРЗ, да еще и дефицит того времени на двигатели Д-30, было принято решение машину "бросить". Все что можно было демонтировать и использовать в харьковском парке Ту-134, было снято и вывезено на базу несколькими рейсами наших Ан-26.
........
И в завершении, несколько фотографий из личного архива КВС Вадима Ивановича Бобрынцева, которые любезно предоставила его дочь Любовь Бобрынцева. Причем, как неожиданно оказалось, она давно и регулярно просматривает наш сайт и иногда комментирует некоторые фотографии под ником lusha. Так что прошу Любовь любить и жаловать
Вполне возможно фотографии представят интерес для любителей кабин того времени (вторая половина 80-х – начало 90-х).
1. 2П
- Bobryntsev-1.jpg (203.43 Кб) Просмотров: 17514
2. КВС
- Bobryntsev-2.jpg (179.04 Кб) Просмотров: 17548
3. Со своим молодым пилотом - Ежовым Иваном (который сейчас летает в Ryanair, КВС)
- Bobryntsev-3.jpg (211.88 Кб) Просмотров: 17586
P.S. Небольшое лирическое окончание с элементами мистики. Цитата из письма Любови Бобрынцевой:
"И про Уренгой помню....Отца тогда не было 2 недели... А у Яровых дома (просто мистика) стояла модель Ту-134 на ножке и в тот день она завалилась на левое крыло...и Геннадий Иванович Яровой сказал: "Что-то случится..." и вот ЧП у отца..."